#Железные дороги в России и ближнем зарубежье
Железные дороги в России и ближнем зарубежье
Тег

Железные дороги в России и ближнем зарубежье

Железные дороги в России и ближнем зарубежье
Найденo 19 статей
Комсомольцы отправляются на строительство БАМа. 1974
Объекты транспортной инфраструктурыОбъекты транспортной инфраструктуры
Байкало-Амурская магистраль
Байка́ло-Аму́рская магистра́ль, железная дорога, проходящая по территории Восточной Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Общая протяжённость около 4,3 тыс. км. Начальная станция – Тайшет, конечная станция – Советская Гавань-Сортировочная (Ванинского района Хабаровского края). Входит в состав Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог. Проложена по территории Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края, Республики Саха (Якутия), Амурской области и Хабаровского края. Сооружение магистрали началось в 1932 г. Первый участок был сдан в эксплуатацию в 1938 г. В 1941 г. строительство приостанавливалось из-за Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., продолжалось в 1943–1958 гг. Вновь возобновлено в 1974 г., тогда же Байкало-Амурская магистраль была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Строительство завершено в 1984 г., в постоянную эксплуатацию магистраль была принята в 1989 г., достройка ряда объектов велась до 2003 г. В 2024 г. на ней осуществляется программа реконструкции и развития, включённая в национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Суммарная провозная способность т. н. Восточного полигона (совместно Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали) 150,5 млн т (2023).
Объекты транспортной инфраструктуры
Железные дороги в России
Желе́зные доро́ги в Росси́и, сеть рельсовых путей, предназначенная для движения поездов в Российской империи, Российской республике, РСФСР, СССР и Российской Федерации. Один из важнейших видов коммуникации, который определяет развитие промышленного комплекса, имеет политическое значение, обеспечивает решение военно-стратегических задач. Первые рельсовые пути в Российской империи были построены во 2-й половине 18 в. на промышленных предприятиях. Первой линией общественного пользования стала Царскосельская железная дорога между Санкт-Петербургом и Павловском (1836–1838), активное строительство началось с середины 19 в., бурное развитие получило частное железнодорожное предпринимательство. После Октябрьской революции 1917 г. управление железными дорогами было сосредоточено в Народном комиссариате путей сообщения (НКПС; с 1946 Министерство путей сообщения). В Великую Отечественную войну железные дороги явились важнейшим средством подготовки и обеспечения более чем 50 стратегических оборонительных и наступательных операций Красной Армии. В 2003 г. для управления железнодорожным комплексом страны создано ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), 100 % акций которого принадлежит государству.
Вокзальный комплекс Слюдянка Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). 2023
Образовательные организации
Детские железные дороги
Де́тские желе́зные доро́ги, организации дополнительного образования. Структурные подразделения компании ОАО «Российские железные дороги». Срок обучения составляет 7 лет. Способствуют развитию технического творчества и железнодорожного моделизма, интереса к железнодорожным специальностям и развитию компетенции в современных дисциплинах и направлениях, связанных с железнодорожным транспортом. Первые детские железные дороги появились в 1930-х гг. К 2023 г. в Российской Федерации насчитывается 26 детских железных дорог (включая расположенную в Донецкой Народной Республике).
Московская детская железная дорога (посёлок Кратово, Московская область)
Объекты транспортной инфраструктуры
Железнодорожная станция
Железнодоро́жная ста́нция, основное эксплуатационное предприятие (раздельный пункт, здание), имеющее путевое развитие (несколько железнодорожных путей), которое позволяет производить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов, следующих в определённом направлении. На железнодорожной станции выполняются регулирование потока поездов, посадка и высадка пассажиров, погрузка багажа и почты, приём и выдача грузов и др.
Промышленность
Технические устройства
Подводный тоннель
Подво́дный тонне́ль, тоннель, сооружаемый для преодоления (пересечения) водной преграды с целью пропуска транспортных средств, пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций и пр. В зависимости от расположения относительно дна водотока (водоёма) различают: подводные тоннели, заглублённые в грунтовый массив; тоннели на подводных дамбах; тоннели на отдельных опорах (т. н. тоннели-мосты); «плавающие» тоннели (установленные с помощью анкеров или закреплённые на понтонах системой тросов). Последние три вида подводных тоннелей наиболее эффективны при пересечении глубоких водных преград, т. к. при этом сокращается длина тоннельного перехода и улучшаются эксплуатационные показатели трассы.
Железнодорожный подводный тоннель под проливом Ла-Манш
Объекты транспортной инфраструктуры
Транссибирская магистраль
Транссиби́рская магистра́ль (Транссиб, Великий Сибирский путь, Сибирская железная дорога), железная дорога, соединившая непрерывным рельсовым путём Европейскую часть России с Дальним Востоком, крупнейшая в мире железнодорожная магистраль (8,3 тыс. км в 1916). Построена в 1891–1916 гг. В 1904 г. открыто рабочее движение, в 1905 г. непрерывное железнодорожное рельсовое сообщение, в 1916 г., с принятием в эксплуатацию Амурской железной дороги, сквозное движение по территории России. По темпам и объёмам работ в трудных природных условиях не имела аналогов в мире. Обеспечила бурное социально-экономическое развитие Сибири в начале 20 в., способствовала общероссийскому экономическому росту, создала условия для крупномасштабного переселенчества при осуществлении столыпинской аграрной реформы. К 2020 г. является частью международного транспортного коридора «Транссиб» (TS): Центральная Европа – Москва – Екатеринбург – Красноярск – Хабаровск – Владивосток/Находка, с системой ответвлений.
Транссибирская магистраль. Железнодорожный мост через р. Каму в районе Перми. Ок. 1910
События в сфере общественной жизни
Закладка Транссибирской магистрали
Закладка Транссибирской магистрали. Торжественная церемония закладки «Великого Сибирского пути» состоялась 19(31) мая 1891 г. в 3 км от Владивостока и имела большое символическое значение. Император Александр III поручил своему 23-летнему сыну, цесаревичу Николаю Александровичу (будущему императору Николаю II), отметить начало беспрецедентного строительства «царской дороги» именно во Владивостоке, тем самым ясно обозначив конечную точку пути «сплошной через всю Сибирь железной дороги». Накануне торжества цесаревич на военном корабле прибыл во Владивосток, возвращаясь из своего длительного путешествия по странам Востока.
Закладка Великой Сибирской дороги
Произведения живописи
Сибирская панорама П. Я. Пясецкого
Сибирская панорама П. Я. Пясецкого. В своём уникальном акварельном полотне (длиной более 850 м, состояло из 9 рулонов длиной от 54 до 127 м) П. Я. Пясецкий запечатлел процесс строительства Транссибирской магистрали. Он изобразил и большие сибирские города, и маленькие станции, вокзалы и архитектурные памятники, сибирскую природу и, что немаловажно, в деталях зарисовал сам ход строительства – прокладку рельсов, наведение переправ, сооружение мостов.
Павел Пясецкий. Станция Обь. Фрагмент панорамы «Великий Сибирский путь». 1895–1896
Руководители общегосударственного органа власти, министры
Князь М. И. Хилков на строительстве Кругобайкальской железной дороги
Князь М. И. Хилков на строительстве Кругобайкальской железной дороги. Решающий вклад в строительство «золотой пряжки» Трансcибирской магистрали – Кругобайкальской железной дороги – внёс министр путей сообщения (1895–1905) князь М. И. Хилков, имевший особые полномочия от императора Николая II по обеспечению скорейшего ввода в действие железной дороги.
 Михаил Хилков. 1896
1
2