#Восточная философия
Восточная философия
Тег

Восточная философия

Восточная философия
Найденo 127 статей
Термины
Авидья
Ави́дья, в индийской философии – незнание как причина, «корень» (мула) неподлинного восприятия мира, исходная омрачённость сознания, препятствующая постижению сущности бытия. В Упанишадах авидья – множественное, раздробленное знание, но она также может рассматриваться и как определённая сфера существования, подчинённая действию кармы, но исчезающая после достижения освобождения (мокша). В религиозно-философских системах авидья трактуется как неумение отличить вечную и подлинную реальность от временного и неподлинного.
Философия
Термины
Майя (термин)
Ма́йя, в индийской религиозно-философской традиции особая сила (шакти), или энергия, одновременно скрывающая истинную природу мира и помогающая ему проявиться во всём своём многообразии. Концепция майи играет ключевую роль в адвайта-веданте Шанкары, где майя рассматривается как творческая потенция (шакти) Брахмана, целиком от него зависящая, грандиозная космическая иллюзия, которой Вселенная обязана своим появлением.
Философия
Термины
Манас (в индийской философии)
Ма́нас, внутреннее чувство («чувственный ум»), наделённое способностью координировать и синтезировать деятельность сенсорных и моторных органов, а также следить за тем, чтобы чувственные данные поступали к познающему сознанию в определённой последовательности и чтобы психомоторные желания субъекта без промедления передавались соответствующим «исполняющим органам». Большинство индийских философских школ считает, что манас участвует в процессе чувственного восприятия и является источником суждения.
Философия
Божества
Брахман (в философии)
Бра́хман, в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него философских учениях высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир. Брахман определяется отрицательно – немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерождённый, лишённый образа, безначальный, бесконечный, «ни то ни то» (санскр. नेति नेति) и т. п. Реальность Брахмана явлена как бесконечное сознание (джняна) себя самого и как высшее блаженство (ананда).
Философия
Философы
Ибн Рушд
Ибн Рушд (1126–1198), арабо-мусульманский философ, учёный, врач, правовед, представитель восточного аристотелизма (фальсафа). Составил малые, средние и большие комментарии почти ко всем произведениям Аристотеля. Ибн Рушд оказал большое влияние на философскую мысль латинского Запада, получив почётное прозвище Великий Комментатор и широкую известность как создатель теории «двойственной истины» и концепции монопсихизма, а также (по недоразумению) как ниспровергатель всех богооткровенных религий, за что критиковался. С его именем в Европе связано такое философское течение, как аверроизм.
Ибн Рушд (Аверроэс). Гравёры Михаэль Вольгемут и Вильгельм Плейденвурф. Ксилография из Нюрнбергской хроники Х. Шеделя.
1
2
3
4
5